М. Н. Торгонский

Основы строительного дела

Торгонский М. Н. Основы строительного дела. М.—Л., ГОСЛЕСБУМИЗДАТ, 1961.

Глава XVII


БЕТОННЫЕ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ РАБОТЫ

§ 41. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ БЕТОННЫХ
И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ РАБОТ.
ОПАЛУБОЧНЫЕ РАБОТЫ. ПРИГОТОВЛЕНИЕ БЕТОННОЙ СМЕСИ

Определение и назначение бетонных и железобетонных работ

с. 179 Бетонными и железобетонными работами называется комплекс строительных процессов по возведению бетонных и железобетонных сооружений и конструкций.

В современном строительстве в СССР из монолитного бетона и железобетона преимущественно сооружают массивные конструкции большого веса: фундаменты под оборудование, плотины, гидростанции и т. п. или небольшие сооружения и конструкции в местах, которые находятся далеко от заводов железобетонных изделий, например в сельских местностях, в лесной промышленности и т. п. Все остальные сооружения и конструкции, как правило, делают из сборного железобетона. К сборным железобетонным конструкциям относятся колонны и ригели каркасных зданий, настилы междуэтажных перекрытий; трубы различного назначения; пролетные строения мостов; мачты и опоры и т. п.

К бетонным и железобетонным работам при возведении монолитных железобетонных конструкций и сооружений относятся: опалубочные, арматурные, бетоноукладочные работы, уход за бетоном и распалубка конструкций.

Опалубочные работы

Благодаря литейным свойствам бетонной массы ей можно придать любую форму и размеры, для этого необходимо только положить бетонную массу в деревянные или металлические формы (опалубку) и дать бетону возможность затвердеть в ней.

В настоящее время в строительстве применяются следующие виды опалубки: щитовая или разборно-переносная, переставная, или передвижная, скользящая и катучая.

с. 180 Щитовая и разборно-переносная (инвентарная) опалубка состоит из заранее заготовленных и легко переносимых, собираемых и разбираемых элементов и применяется при бетонировании колонн, фундаментов, балок.

Переставная, или передвижная, опалубка применяется при непрерывном бетонировании конструкций большой протяженности, например труб, коллекторов.

Скользящая опалубка в процессе укладки арматуры и бетонирования непрерывно перемещается вверх вместе с рабочим настилом. Применяется она при возведении сооружений большой высоты — башен силосов и т. п.

Катучей называют поставленную на колеса опалубку, перемещаемую по рельсам. Применяется она при возведении конструкций криволинейного очертания тонкостенных сводов и оболочек.

Доски для опалубки должны быть с обрезными кромками толщиной не менее 25 мм, а для опалубки с малой оборачиваемостью — не менее 19 мм. Толщина досок принимается не только с учетом прочности и жесткости, но и условий удобной разборки, так как тонкие доски при распалубке могут легко сломаться

Опалубка должна быть плотной, чтобы цементное молоко при укладке бетона не вытекало из конструкций. Для уменьшения влияния усушки и разбухания и предохранения опалубки от прилипания к бетону внутреннюю поверхность ее смазывают отработанным маслом, известковым или глиняным молоком.

Перед установкой опалубки проверяют надежность основания под стойками и другими поддерживающими ее элементами. Недопустима установка стоек на свеженасыпанный грунт, так как его осадка неизбежно приведет к деформации опалубки, а следовательно, и железобетонных конструкций. Под стойки следует укладывать лаги из досок толщиной не менее 50 мм. При производстве работ зимой необходимо учитывать возможность пучения грунта, а также просадок мерзлого грунта при наступлении теплой погоды. Поэтому рекомендуется зимой ставить стойки не на грунт, а на обрезы фундаментов и подоконники или заглублять их ниже уровня промерзания грунта.

После установки лесов опалубки должна быть обеспечена их неизменяемость и устойчивость, что достигается путем раскрепления стоек лесов горизонтальными и диагональными расшивками.

Боковые элементы опалубки удаляют после того, как бетон достигнет прочности, обеспечивающей сохранность поверхности и кромок углов конструкции при распалубливании.

Стойки, поддерживающие опалубку несущих конструкций и несущую опалубку, удаляют после достижения бетоном прочности от 50 до 100 % от проектной, снятия боковой опалубки и осмотра распалубленных конструкций.

с. 181

Приготовление и транспортирование бетонной смеси

Как правило, бетон приготовляют в бетономешалках разной производительности, измеряемой емкостью смесительного барабана: 100, 250, 425, 1200, 2400 и 4500 л.

Бетономешалки небольшого объема бывают преимущественно передвижными на колесном ходу. Более крупные бетономешалки выпускаются стационарными, их устанавливают на постоянно действующих заводах.

Основным рабочим органом бетономешалок является смесительный барабан. На рис. 67 показана бетономешалка С-99. Смесительный барабан емкостью 250 л приводится в действие электродвигателем. На внутренней конусообразной поверхности барабана укреплены две изогнутые лопасти. Барабан свободно вращается на оси; загружают его скиповым подъемником. При вращении барабана материал увлекается лопастями, поднимается на некоторую высоту и свободно падает. При падении и происходит перемешивание материалов смеси.

Бетономешалка оборудована автоматическим вододозировочным баком сифонного действия, позволяющим дозировать воду в пределах от 15 до 52 л.

Емкость бетономешалок равна суммарному объему загружаемых в барабан сухих материалов (цемент, песок, гравий или щебень), необходимых для приготовления одного замеса бетонной массы.

Производительность бетономешалки может быть определена по формуле

м3/час,

где:

V — загрузочная емкость смесительного барабана в л;

β — коэффициент выхода бетона (для расчета принимается равным 0,67);

n — число замесов в час.

Число замесов в час можно определить из выражения

,

где Т — суммарное время, затрачиваемое на замес.

Материалы, составляющие бетонную смесь, дозируют по весу или объему. Простейшим приспособлением для объемного отмеривания заполнителей являются мерные тачки и вагонетки. Для отмеривания воды бетономешалки снабжаются дозировочными бачками (за исключением 100-литровых).

При приготовлении бетонной смеси на приобъектных бетоносмесительных установках цемент и активные добавки следует дозировать в сухом виде по весу с точностью до 2 %; заполнители — по весу или объему с точностью до 5 %; воду и активные с. 182

Рис. 67. Бетономешалка С-99:
1 — штурвал; 2 — направляющие ковша; 3 — рукоятка управления подъемным механизмом; 4 — рукоятка управления краном водного бака; 5 — загрузочный ковш; 6 — водяной дозировочный бак; 7 — смесительный барабан.

с. 183 добавки в жидком виде, а также водный раствор хлористого кальция — по весу или объему с точностью до 2 %.

Песок и цемент рекомендуется загружать одновременно.

При введении в бетон добавок (известковое молоко, сметанообразная глинистая масса) их загружают одновременно со второй дозой воды или вместо нее. Готовность бетонной смеси устанавливают по числу оборотов смесительного барабана. Для малосильных барабанов считается достаточным 15—18 оборотов (по времени — 1 минута).

Малые количества бетона приготовляют вручную на бойках (настилах). Для этого в необходимом расчетном количестве на боек сначала насыпают в виде «гряды» крупный заполнитель, сверху него песок, а сверху песка цемент. Затем двое рабочих (или более) одновременно с двух сторон перебрасывают лопатами бетонную смесь. Перелопачивание смеси продолжается до тех пор, пока весь песок и гравий или щебень не приобретут серый цвет от цемента. Не допускается укладка бетона, в котором песок или крупный заполнитель не покрыты цементом.

Ручное приготовление бетона — исключительно трудоемкая операция, так как достаточно тщательного перемешивания составных материалов достигнуть вручную трудно. Необходимой марки бетона также обычно не получается, что снижает его прочность или влечет за собой непроизводительный перерасход цемента.

От места приготовления и до места укладки бетонную смесь следует транспортировать с наименьшим количеством перегрузок, чтобы не нарушать однородность бетонной смеси. Бетонную смесь перевозят в транспортной таре (в кузовах автомобилей-самосвалов, бадьях и т. д.), не допускающей вытекания цементного молока.